Рабочая группа (РГ) по направлению "Информационная инфраструктура" АНО "Цифровая экономика" подготовила изменения в паспорт федерального проекта по поручению президиума Правкомиссии.
РГ предложила дополнить федпроект новым показателем - шириной полосы для развития 5G, подробно прописала меры стимулирования внутреннего спроса на инфраструктуру хранения и обработки данных, а также выступила с инициативой о переносе отдельных мероприятий в другие федеральные проекты "Цифровой экономики".
В феврале президиум Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (президиум Правкомиссии) поручил Минкомсвязи и Минэкономразвития в течение месяца (в срок до 20 марта 2020 г.) представить предложения по актуализации существующей нацпрограммы "Цифровая экономика". Представители проектного офиса (его функции возложены на АНО "Аналитический центр при Правительстве РФ"), а также участники рабочих групп и центров компетенций всех направлений "Цифровой экономики" на площадке АНО "Цифровая экономика" должны были уточнить цели, задачи, результаты и объемы финансирования федеральных проектов.
Предложения по внесению изменений в паспорт федерального проекта "Информационная инфраструктура", подготовленные рабочей группой совместно с центром компетенций, отражены также на сайте АНО "Цифровая экономика".
Следующим шагом Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций должно учесть предложения рабочей группы и направить в правительство. Затем все проекты изменений будут рассмотрены на заседании президиума Правкомиссии и одобрены в той или иной мере. В результате должен появиться новый паспорт федерального проекта, по которому продолжится работа.
Отрасль требует подробного плана по 5G
Рабочая группа выступила за максимально подробное и содержательное отражение в направлении "Информационная инфраструктура" результатов, связанных с развертыванием 5G. Она предложила отразить в паспорте федерального проекта не только саму Концепцию создания и развития сетей 5G/IMT-2020 в РФ, но и план ее реализации. РГ настаивает на добавлении в состав мероприятий плана по высвобождению частот, определения источников финансирования мероприятий по конверсии, а также снятия ограничений на использование спектра для развития 5G.
Рабочая группа предлагает подробно прописать условия развития инфраструктуры 5G в 10 городах-миллионниках и дополнить федеральный проект новым показателем - шириной полосы не менее 200 МГц в диапазоне 3,4-3,8 ГГц для развития 5G. Для достижения этого результата предполагается провести конверсию радиочастотного спектра. С резким несогласием по этому пункту выступает Минкомсвязь, руководствуясь позицией силовых ведомств и итогами проведенных научно-исследовательских работ.
В то же время рабочая группа предлагает исключить из федерального проекта показатель количества отраслей экономики, в которых должны быть внедрены сети 5G. Минкомсвязь настаивает на сохранении этого результата, поскольку "он взаимосвязан с иными показателями и результатами федерального проекта".
В качестве новшеств РГ предлагает предусмотреть в федпроекте создание условий для запуска пилотных проектов отраслевых сервисов и цифровых платформ на базе сетей 5G. В частности, отрасль надеется на то, что правительство РФ определится с порядком перехода операторов на отечественное оборудование.
Минкомсвязь отклоняет перечисленные инициативы и выступает с противоположной позицией - укрупнением результатов федпроекта в части 5G.
Стимулирование инвестиционной активности операторов
Рабочая группа выступает с инициативой предусмотреть в плане мероприятий федпроекта меры стимулирования инвестиционной активности операторов связи. В числе таких мер участники называют направление сборов за спектр на конверсию, снижение размера платы за частоты для внедряющих 5G операторов, субсидирование экспертизы электромагнитной совместимости (ЭМС), увеличение срока действия владения частотами до 20 лет, упрощение доступа к инфраструктуре государственной и муниципальной собственности и размещению и эксплуатации сетей в многоквартирных жилых домах, а также упрощение процедур получения санитарно-эпидемиологических заключений Роспотребнадзора на проектную документацию (форма Р1) и ввод в эксплуатацию передающих радиотехнических объектов (форма Р2).
Владельцы дата-центров нуждаются в мотивации
РГ выступает за то, чтобы прописать в плане мероприятий меры стимулирования внутреннего спроса на инфраструктуру хранения и обработки данных для повышения инвестиционной активности в сфере строительства ЦОДов. Для этого предлагаются следующие меры: упрощенное получение подготовленных земельных участков (без проведения конкурсов или торгов), облегченный выход на оптовый рынок электроэнергии, применение пониженных тарифов страховых взносов для организаций, осуществляющих деятельность в области предоставления услуг вычислительных мощностей, субсидирование процентной ставки по инвестиционным кредитам при строительстве коммерческих дата-центров и сокращение максимальных сроков на технологическое подключение ЦОДов к электрическим сетям.
Кроме того, рабочая группа предлагает уточнить единицу измерения показателя "Мощность размещенных на территории РФ коммерческих центров обработки данных (ЦОД)", прописав в федеральном проекте "тысяча стойко-мест (с нарастающим итогом)".
Типы СЗО можно расширить
Рабочая группа предложила включить в список социально значимых объектов (СЗО), которые требуется обеспечить интернетом, учреждения, управляющие особо охраняемыми природными территориями (ООПТ), а также государственные и муниципальные организации культуры. В настоящий момент к СЗО относятся школы, полицейские участки, избирательные комиссии, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты.
Также РГ уточняет, что социально значимых объектов в малочисленных населенных пунктах, которым требуется подключение к интернету по беспроводной сети, должно быть не 21 900, а 12 563 шт. При этом Минкомсвязь настаивает на нереализуемости такой корректировки в рамках бюджетного процесса.
Покрытие федеральных трасс связью нужно мерить в километрах, а не в процентах
Рабочая группа предлагает обеспечить покрытие радиотелефонной связью федеральных автомобильных дорог в километрах с нарастающим итогом. Согласно предлагаемым изменениям, к 2024 г. нужно покрыть связью 53,6 тыс. км (в 2019 г. - почти 50 тыс. км).
Перенос из одного федерального проекта в другой
Некоторые мероприятия рабочая группа предложила перенести в другой федеральный проект. Например, РГ считает, что создание системы раннего предупреждения о компьютерных атаках скорее относится к "Информационной безопасности", а не к "Информационной инфраструктуре". То же рассчитывают сделать и с защитой информационных систем Росреестра от внутренних и внешних угроз безопасности информации.
С инициативой переносов некоторых мероприятий в другой федеральный проект выступает и Минкомсвязь. Например, ведомство считает возможным создание государственной информационной системы "Федеральный портал пространственных данных" и единой электронной картографической основы отнести к федеральному проекту "Цифровое государственное управление".
РГ предлагает дополнить федеральный проект созданием сразу нескольких цифровых платформ. Среди таких: платформа информационного обеспечения безопасности "Безопасный регион" (включены системы экстренных вызовов 112, транспортной, экологической и общественной безопасности, система сбора и анализа видеоданных), платформа мониторинга состояния и прогнозирования загрязнения окружающей среды (рекомендательная информационная система) с использованием технологий беспроводной связи и машинного обучения, платформа сбора данных промышленного интернета вещей для надзорной деятельности, платформа стратегического планирования и экономического развития регионов РФ на основе сбора данных и машинного обучения, а также региональные проекты по разработке, внедрению и тиражированию цифровых платформ. В Минкомсвязи полагают, что перечисленные платформы должны относиться к другим федеральным проектам или для них должен быть создан отдельный федпроект.
Кроме того, министерство предлагает исключить из федерального проекта создание платформы жилищно-коммунального комплекса для инвентаризации, учета и контроля оказания коммунальных услуг, состояния всех семи видов энергоресурсов, включая технологии сбора данных с помощью технологии интернета вещей. Свою позицию ведомство объясняет "нецелесообразностью поддерживать в рамках федерального проекта внедрение конкретных платформенных решений, разработанных частными компаниями".